И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной.
Срок настанет, Господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

И забуду я все - вспомню только вот эти -
Полевые пути меж колосьев и трав,
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.

Перекресток Выбора Веры

 

Главная страница

"Детство" во Христе

Ваше мнение?

Немалая часть человечества, этнически предрасположенная к обретению Веры и развитию в христианской традиции, примкнуть к Церкви Христовой явно не спешит. Доводы откровенного неприятия или неблагожелательного отношения к современному христианству не раз излагались и некоторые будут далее отмечены. Но гораздо важнее понять причины, к такому печальному положению дел приведшие.

Таких (основных) причин три: (1) христианство, как Учение, рассчитано на "детский" уровень восприятия своих основ, (2) давалось людям общественной формации, менталитет и уровень знаний которой в корне отличается от современного и (3) в канонизированной форме способствует "закреплению" и требует от своих последователей "детского" мировосприятия и поведения. То есть преобладают навязанные Церковью "игровые" качества личности относящиеся к Вере. При этом человек может быть прекрасным профессионалом в своем деле, упорно развиваясь самостоятельно, но как только внимание человека "переключается" на Веру - профессионал исчезает, уступая свое место упрямому подростку (скорее даже ребенку), который смог чему-то научиться, но еще не понял, что всякое знание и понимание является лишь основой, ступенью к развитию более высокого уровня.

Христианству, с позиций современного общества, часто вменяется в вину то, что оно является религией тупых, ленивых и недалеких людей, готовых только молиться и ничего не делать. Причем такое мнение, что довольно странно, существует даже в среде христианских пастырей. Но здесь можно провести прямую аналогию с ребенком. Если ему показали, например, как строить из кубиков домики, то первое время идет его интенсивное развитие за счет творчества в виде придумывания и усложнения вида этих домиков и вообще всего, что можно из кубиков построить. Но если ничего кроме кубиков не дать, то он либо играть прекратит, либо, если его убедить, что ничего кроме кубиков в мире не существует, будет играть вечно, поскольку больше-то и делать нечего. А уж если наказывать за всякую попытку придумать себе игру самому - то это прямая дорога к деградации.

Далеко ходить за реальными примерами не надо. Все "Маугли", достаточно долго "воспитываемые" животными, так и не смогли полноценно адаптироваться в человеческом обществе, развиться как человек. Христианство же изначально рассчитывалось на вовлечение всех слоев населения библейских времен, времен рабовладения, когда уровень мышления рабов (да и всей массы в целом) был, по современным меркам, весьма низок. Чтобы этого достичь, была нужна яркая харизматическая личность (Христос), простые и понятные большинству цели (спасение и Царство Небесное), а также весомые подтверждения истинности Учения (чудеса и исцеления).

Необходимость детского восприятия Учения неоднократно подчеркивал и Христос, говоря "истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное". [Мф.18:3] Но здесь важно обратить внимание на то, что прямо говорится о ВХОЖДЕНИИ, но ничего не говорится о ПРЕБЫВАНИИ. Более того, общепринятым считается, что речь здесь идет о Спасении после смерти, то есть если вошел, то все в порядке, цель достигнута. Но это детское, чрезвычайно упрощенное понимание Царства Небесного, хотя подчеркивается, что "и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть." [Лк 17:21] То есть речь идет об ОБРЕТЕНИИ Веры, как начальной ступени развития Духа человека. Чтобы обрести Веру, нужно быть доверчивым как ребенок, но дальше человек должен в Вере развиваться.

Это прекрасно понимали Апостолы, воспринявшие Учение от Христа. Понимали они и то, что устная передача неискаженной сущности Учения через расстояния и поколения невозможна, поэтому и появились Писания "дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа". [Кол 2:2] Каждый из оставивших свой письменный след имел целью, что "вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой". [Еф 3:4] "Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия." [Рим 10:17] "И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших..." [2 Петр 1:19] В Библии прямо подчеркивается важность опоры на Писания (законы) именно в процессе ОБРЕТЕНИЯ человеком Веры - "детства" в Вере. "А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя." [Гал 3:23-25]

Но это далеко не все. Необходимо, и это не раз говорилось Христом, не только слышать но и понимать (разуметь) услышанное. "Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют". [Мф 13:13] И даже по отношению к апостолам: "И сказал им: как же не разумеете?" [Мк 8:21] Мало услышать и запомнить Слово, гораздо важнее РАЗУМЕТЬ его - понять Дух Учения, который Словом быть передан может только в ограниченных пределах. Он может быть воспринят человеком всецело либо самостоятельно через свой Дух, как частицу Духа Святого, либо через Дух Учителя - в качестве которого позиционирует себя Церковь. "Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо". [Притч 19:8] Но в том-то и беда Христианства, что Церковь Христова, взяв на себя единоличную и авторитарную, не терпящую инакомыслия власть распространения Христианства как Учения, со своей задачей, в силу разных причин, не справляется.

Сначала Церковью был ограничен Дух Учения - в частности, отрицанием перевоплощений человека - после чего ею, на основании этих ограничений, было реформировано и Слово, что выразилось в подборе текстов для включения в состав Священного Писания. Перевод оригинала - отдельная тема. "Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали." [Лк 11:52] В результате, понимание Учения свелось к слепому следованию Писаниям даже среди (многих) служителей Церкви. Уже в библейские времена апостолы в своих посланиях увещевали: "Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища." [Евр 5:12] "Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла." [Евр 5:13-14] "И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские." [1 Кор 3:1-3] "Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога." [Евр 6:1]

Что же говорить о прихожанах, когда Церковь требует неукоснительного соблюдения буквы писаний, то есть детского, начального уровня Веры, категорически пресекая всякое дальнейшее развитие. Хотя сказано: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,- вот первая заповедь!" [Мк 12:30] А вот в "разумении своем" Церковь как раз пастве своей и отказывает. Можно предположить, что ограничения Учения вводились для того, чтобы уберечь неразвитое сознание людей библейских времен от истин, которые ничего кроме смятения и разочарования в надеждах им бы не дали. Это можно понять - как писал в труде "Строматы" раннехристианский богослов Климент Александрийский: «А некоторые вещи, даже и приходившие на память, я намеренно опускал, боясь записать то, о чем и говорить остерегался... из опасения, как бы своих слушателей не ввести в заблуждение и не заслужить упрека, что я, по пословице, даю младенцу меч». Вот и получилось, что введя ограничения из благих побуждений - основания для которых, несомненно, были - Церковь загнала в угол саму себя: теперь невозможно раскрыть Учение во всей его полноте, не получив заслуженных обвинений в сокрытии истины и не поставив под удар доверие к Церкви - что для нее смерти подобно.

Естественно, что в глазах последователей других Учений современное христианство выглядит (зачастую) не то что немощно, а просто дебильно. Другое дело, что последователи этих Учений, даже чтобы начать им следовать, должны иметь достаточно развитой разум, сознание и мировосприятие. Любой разумный человек понимает, что Высший Разум для всех нас един, разница в Учениях отражает исторические и этнические корни их возникновения. Да, Христианство, по сравнению с другими Учениями, может показаться приземленным и упрощенным, но не надо забывать об истории его возникновения и цели - привести к Разуму и Духу тех, кто другим путем идти или еще не способен, или ощущает христианство "своей" религией. И, самое главное, то, что скорее всего, христианство Церкви Христовой так же отличается от Христианства истинного, как бумажный самолетик от космического корабля.

Не понимая этой разницы или умышленно закрывая на нее глаза, критики христианства обнаруживают собственное недоумие, становясь на позицию того, кого они критикуют. То есть на позицию ограниченного и недоученного ребенка. В частности, наиболее часто, резко критикуется позиция раба, которая проходит через все Учение. Но сами понятия той эпохи включали в себя совершенно различное понимание этого слова на бытовом уровне, по отношению к тому, как мы понимаем его сейчас. Да и не обязательно было быть рабом (в любом смысле), чтобы следовать Учению. "Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся". [1 Кор 7:21] "Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов." [1 Кор 7:22] "Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам." [Ин 15:14] То есть не раб нужен Богу, но разумеющий Царство Небесное человек, который никак не может быть рабом по сути своей.

"Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица." [Иак 2:1] "И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры". [Рим 12:6] "Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает." [Рим 14:22] "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом." [Евр 11:1] "Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия". [Рим 3:22]

"Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем." [2 Тим 2:7]

Перекресток Выбора Веры © Странник


Обновлено 09.02.2006
Сайт управляется системой uCoz