И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной.
Срок настанет, Господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

И забуду я все - вспомню только вот эти -
Полевые пути меж колосьев и трав,
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.

Перекресток Выбора Веры


Главная страница

Перевоплощения в Христианстве

Ваше мнение?

Перевоплощения и предсуществование души человека, как один из аспектов тайных знаний – крайне болезненная для современного христианства тема. Уже давно ведутся споры о том, присутствовали ли данные понятия в первоначальной варианте этого Учения. Обычно, сторонники ортодоксальной, «правильно-славящей» доктрины в этих спорах ссылаются на решения Вселенских соборов и произведения «отцов Церкви». Но для достоверной реконструкции верований ранних христиан, и, в частности, для ответа на вопрос – было ли учение о перевоплощении и предсуществовании в первохристианстве, нужно обращаться не только к источникам IV-VII вв. н. э., (как поступают церковные апологеты), а и анализировать тексты, созданные в первые два столетия этой религии.

Раннехристианский богослов Климент Александрийский (Тит Флавий Климент) в своей, самой значительной из дошедших до наших дней, работе "Строматы"(zip), отмечает: «Что на ухо слышите, – говорит Господь, – проповедуйте на кровлях». Здесь говорит он о тайных преданиях, касающихся истинного знания, превосходно и возвышенно им изъясненных. Нам прошептали их на ухо, именно так же и мы должны передавать их тем, кто достоин, не разглашая их всем остальным, удостоенных слышать только притчи. Вот почему в этих заметках для памяти мы рассеяли истину повсеместно, подобно семенам, дабы она могла легко ускользнуть от внимания пустословов, всегда готовых, подобно воронам, каркать о ней. Если же этот труд встретит доброго земледельца, то каждое зернышко истины даст всходы, а затем и урожай.» [Строматы I 56,2-3] "Этот гносис, через устное предание апостолов, сообщен немногим. Значит, следует упражнять гносис и мудрость, ведущие к совершенному видению вечных и неизменных сущностей." [Строматы VI 61,3] Делает он это умышленно отрывочно и малопонятно. «О некоторых вещах я лишь слегка намекаю. Подробно раскрывая одно, другое удостаиваю лишь упоминания. Иногда я пытаюсь высказаться прикровенно, приоткрыть таинственно или указать в молчании.» [Строматы I 15,1]

Причина: неподготовленность большинства читателей (того времени) к тайному знанию мистического христианства: « Не вошло в этот очерк и то, что или забылось, не будучи вовремя записано, или же слишком сильно потускнело в моей памяти по прошествии времени. ... Все остальное, тем не менее, я старательно зафиксировал, однако некоторые вещи, даже и приходившие мне на ум, опускал намеренно, опасаясь записать то, о чем и говорить то остерегался: не из зависти (ведь так поступать грешно), но скорее из опасения, что, введя своих читателей в заблуждение, я вполне заслужу упрека в том, что, необдуманно дал, как говорят, меч малолетнему». [Строматы I 14,3] Одним из аспектов этого тайного устного знания является учение о предсуществовании, о котором Климент сообщает кратко, «намеком», и понять его может только подготовленный и непредвзято мыслящий читатель.

Климент Александрийский был сторонником учения о предсуществовании душ. Согласно ему, бессмертный центр человека, возникает не в момент зачатия, а гораздо раньше, еще в Царстве Бога. Это бессмертное начало, которое Климент называет душой, оказывается ниспадшим в этот мир, и после смерти у него появляется шанс вернуться в свое небесное отечество. Учение о предсуществовании душ было предано анафеме на V Вселенском соборе в 553 году. Для Климента, жившего четыре столетия раньше этого собора, предсуществование духовной сердцевины человека было само собой разумеющимся, и он говорил об этом на страницах «Стромат».

«На то нам и дан ум, чтобы знать, к чему мы призваны, а наставление: «Познай самого себя» побуждает нас узнать, зачем мы созданы. Сотворены же мы и введены в этот мир с тем, чтобы быть верными исполнителями заповедей, если только хотим наследовать спасение.» [Строматы VII 20,7] Согласно этому высказыванию Климента, люди созданы за пределами этого мира, в который их специально «ввели». Утверждение о предсуществовании содержится в следующих словах апологета: «Дни наши на этой земле хоть и оканчиваются смертью, однако же составляют часть жизни, текущей в вечность, поэтому и страх становится началом любви; по мере развития он сначала обращается в веру, а потом преобразуется в любовь.» [Строматы II 52,3] Земные жизни есть не начало, а какой-то отрывок - «часть», бесконечно более долгого существования. Завершатся же «текущие в вечность» жизни при том, что «Возникновение и гибель неизбежно будут сопутствовать друг другу в мире до тех пор, пока не настанет срок для разрушения всего и восстановления избранных ..., когда существа, ныне смешанные с материальным миром, вернутся в свое исходное состояние». [Строматы III 53,4]

То есть наличие учения о перевоплощении душ в христианстве до V Вселенского Собора, раз понадобилось его запретить, сомнения (практически) не вызывает. И причины такого запрета более-менее понятны. Святые Отцы постарались изъять из Священных Писаний и широкого употребления все тексты, где хоть как-то это учение упоминается. Однако они не осмелились редактировать Писания, без которых обойтись не могли. Конечно, явного упоминания о перевоплощении и предсуществовании в них найти нельзя, но имея эти понятие ввиду, некоторые фразы начинают звучать по-новому. Без комментариев.

"Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек." [1 Петр 1:22-23] "А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих." [2 Петр 1:9] "Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне." [2 Петр 1:13-14] ... ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, ... [Рим 1:11] В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет. [Рим 1:17]

Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. [2 Кор 5:1] Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа. [2 Кор 5:4-5] Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, ибо мы ходим верою, а не видением, то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. [2 Кор 5:6-8] И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое. [2 Кор 5:9-10] Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. [2 Кор 3:6] Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. [2 Кор 3:17]

"Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища." [Евр 5:12] Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. [Евр 5:13-14] И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. [1 Кор 3:1-3] Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, [Евр 6:1] Если Я сказал вам о земном, и вы не верите,- как поверите, если буду говорить вам о небесном? [Ин 3:12]

Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. [2 Петр 3:9] "И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное." [Евр 9:15] ...которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. [Рим 3:25-26]

Перекресток Выбора Веры © Странник


Обновлено 06.02.2006
Сайт управляется системой uCoz