И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной.
Срок настанет, Господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

И забуду я все - вспомню только вот эти -
Полевые пути меж колосьев и трав,
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.

Перекресток Выбора Веры

 

Главная страница

Знание и вера как основы мировоззрения

Обсуждение любых вопросов бытия рано или поздно упирается в понятия знание и вера. И зачастую, вкладывая в эти понятия различный смысл, люди плохо понимают друг друга. Поэтому предлагаю всем желающим мотивированно (хотя бы для себя) определиться с этими понятиями. В результате, либо непонимания других позиций будет меньше, либо станет ясно, что понимание недостижимо в принципе. И знание, и вера понятия многогранные и могут быть рассмотрены с разных позиций. Предлагаю ограничиться (пока) их ролью и взаимоотношением в формировании мировоззрения человека. Предлагаю свой взгляд.

Знание - это вера, выраженная в действии и подтвержденная ожидаемым результатом. То есть знание - это "проявленная" вера, или наоборот, вера - это "непроявленное" знание. Это известно с библейских времен: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом." [Евр 11:1] С другой стороны, с точки зрения убежденности:

Знание - это источник убежденности, основанной на информации, которая может быть лично проверена в условиях контролируемого опыта. Вера - это источник убежденности, основанной на информации, которая не может быть лично проверена в условиях контролируемого опыта. Под контролируемым опытом понимаются такие условия его проведения, когда все они полностью зависят от возможностей экспериментатора. Если принять эту модель, то становится ясно, что знания в чистом виде у человека очень (и очень) мало. Подтвердить эту модель понятий нетрудно.

Например, человек собирается перейти улицу. Он подходит к проезжей части, убеждается, что ни справа, ни слева нет транспорта, и идет на другую сторону. Человек полагает, что знает, что транспорта нет, поскольку он его не увидел. Это так, в тот момент, когда он смотрел в нужную сторону. И не так, когда он отвернулся. После того, как он отвернулся, он уже не контролирует ситуацию (опыт), не видит ее, и ему остается только верить, что она не изменилась. Если бы человек , как паук, имел глаза вокруг всей головы, говорить о знании ситуации было бы правомерно. Иначе, в данном случае, нет. Конечно, можно сказать что человек убежден, что ему ничего не грозит, исходя из возможной скорости движения транспорта и видимой свободной части дороги. Это так, но это уже не знание (в чистом виде), а просчитанная вероятность. А где вероятность, там всегда присутствует вера.

Каждый может проанализировать любое знание и найти в нем веру - в большей или меньшей степени. То есть убедиться, что знание в общечеловеческом понимании таковым, при более строгом рассмотрении, не является. Поэтому противопоставлять знание - вере, на мой взгляд, абсолютно некорректно.Согласен, всегда лучше иметь знание, а не веру. Но даже если человек такое знание обрел, не факт что это знание может обрести любой другой. То есть этому другому, необходим, как минимум, определенный уровень развития - если речь идет о восприятии специфической профессиональной или сверхчувственной информации. И соответствующие условия для обретения этого знания.

Однако и сама по себе, без знания, вера имеет огромную ценность. Любые новые теории или предположения в любой области человеческой мысли строятся на основе имеющегося знания, а по сути - веры, поскольку человек верит авторитетам, которые эти знания получили, то есть тем, которые действительно знают. Это с одной стороны.

С другой стороны, именно убежденность людей, основанная на вере в то, что они идут правильным путем, и позволяет им стремиться к получению новых знаний и, при настойчивости и упорстве, эти знания получать. Верующий человек, если это не религиозный фанатик, не имеет цели обратить в свою веру других людей. Вера - своя у каждого. Но поделиться ей с любым желающим - как дать глоток воды изнывающему от жажды.

Гарантом своего знания может выступать только сам человек. Знания, которые каждый может сам лично проверить - вполне можно считать абсолютными. И неважно, каков уровень этих знаний. Важно только то, что именно их человек считает истинными, на них он может всегда опереться, и на основании их он может, по кирпичику, строить нечто более сложное, занимаясь творчеством (и творением - как его пределом) в мире, который сам себе организует.

Любые другие "достоверные" источники знания это не более чем фикция человеческого сознания, самовнушение, призванное облегчить человеческому Эго функционирование в социуме. А уже социум - социальный эгрегор - определяет, что считать знанием, а что нет.

Например, многие паранормальные явления и способности человека доказывают, что видимый нами мир - не более чем одна из многих граней истинного мира. Однако знанием это не является, поскольку те, кто "имеет право" знания узаконивать от имени социума, не могут эти явления непосредственно исследовать. Они должны либо верить тем, кто такие способности имеет, либо развиваться до тех пор, пока не смогут убедиться в предмете знания лично.

Однако косность мышления не позволяет им согласиться что может реально существовать что-то, выходящее за рамки их сознания, с одной стороны, и эта же косность мешает им развиваться самим, с другой. В тех же редких случаях, когда ученый сумеет развиться до восприятия паранормального знания, он отторгается коллегами опять же потому, что уверить в своих истинных знаниях другого человека невозможно, пока этот другой не поднялся в своем развитии.

С точки зрения формальной науки получается замкнутый круг. Пока человек не развит и принадлежит социуму, он не верит истинному знанию других, а когда он развился, социум не верит уже его истинному знанию. И в таком положении дел скрыт глубокий смысл, так и должно быть. Развитие личности человека - процесс в крайней степени интимный, "за компанию, как все" развиться невозможно (зато можно легко деградировать).

При своем развитии как сущности (Дух+душа) человек просто вынужден полагаться только на себя, на свои сначала смутные ощущения, а потом и твердые убеждения, которые только очень нескоро, в результате настойчивой работы, превращаются в знания. А до тех пор он может только верить. Верить Учителям, Богу, голосу своего Духа (Высшего "Я"), интуиции - кто на что способен. При своем развитии как личности (Эго+ум) человек, как правило, полагается на "знания", полученные Авторитетами в той или иной области. Но по сути он тоже верит, вернее - доверяет Авторитетам, как личностям. И уже на основании этих "знаний", обретя веру во что-то, в условиях контролируемого им опыта обретает собственное "новое" знание, выросшее из веры. Вера - это всегда "непроявленное" на уровне ментального (умственного) сознания знание, которое уже присутствует в душе и сердце человека.

То есть без веры как инструмента получения пред-знания самого знания не будет получено никогда. Не поверив - не узнаешь. И история науки полна примерами этого. К сожалению (или к счастью), веру невозможно обрести волевым усилием, сознание человека жестко блокирует такие попытки до тех пор, пока человек волевым усилием не расширит границы самого сознания - что является делом вполне реальным. Именно расширение сознания и является целью всех Учений. Когда сознание расширено (открыто Духу), уже Дух начинает играть "первую скрипку" в процессе развития человека - и смертной личности, и бессмертной сущности.

Чрезмерное развитие сознания Эго (ума) при блокировании, в силу неправильного воспитания социумом, развития сознания Духа (сердца) приводит к тому что человек теряет способность воспринимать себя как цельное существо. Если при этом все, что относится к Высшему "Я" человека (Дух, душа, сердце, подсознание) осознанно не используется, но и не отрицается, а как-бы остается за рамками активного сознания Эго, то пропасть между Эго и Духом не очень велика. Дух всегда присутствует на втором плане, проявляясь в виде интуиции и озарений в профессиональной и бытовой деятельности.

Разница уровней развития ментального - от ума и истинного (духовного) - от сердца сознаний, в этом случае, не превращается в пропасть, всегда чреватую нарушением психики человека. Дух человека, активно не используемый, тем не менее "подтягивает" сознание сердца до минимального уровня, гарантирующего целостность человеческой личности.

В случае же активного отрицания своего Высшего "Я", ментальное сознание человека блокирует развитие Духа - сознания сердца, и пропасть между ними растет. В какой-то момент психика человека, рассчитанная на определенный баланс составляющих его сознания не выдерживает - человек сходит с ума.

Первым признаком такого разлада всегда является неспособность человека найти свое место в жизни, понять ее смысл хотя бы на интуитивном уровне. Не всегда сознание сердца "отстает" по развитию от ментального сознания. Бывает и наоборот. Это выражается, например, в таких известных состояниях как юродство и кликушество. Поэтому баланс составляющих сознания нужен всегда. Как и баланс "знания", как проявления Эго, и веры, как проявления Духа человека.

Перекресток Выбора Веры © Странник


Обновлено 23.01.2006
Сайт управляется системой uCoz